Программа кружка “Путешествие в мир экологии”1. Пояснительная записка
Цель: Расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области “Окружающий мир” за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования.
Задачи:
Развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира.
Формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе.
Изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе.
Развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы.
Формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
2. Содержание программы
Интеграция областей знаний: Естественнонаучные, гуманитарные, обществоведческие.
Темы занятий:
Знакомство с понятиями “элемент”, “система”.
Разнообразие экосистем (лесные, водные).
Моделирование водной экосистемы.
Экологическое равновесие и сети питания.
Последствия роста городов для природы.
Экологические проблемы и их решения.
3. Формы работы
Игры: “Угадай по описанию”, “Давайте познакомимся”.
Беседы: “Что такое гармония”, “Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего “дома” – планеты Земля”.
Тесты и анкетирование: “Чему мы научились за год”, “Мое отношение к загрязнению окружающей среды”.
Круглые столы: “Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе”.
Экскурсии: “Как мы воспринимаем окружающий мир”, “Лес – кормилец, врачеватель”.
Практические занятия: “Изготовление кормушек для птиц”, “Уход за комнатными растениями”.
Экологические мероприятия: “Мы – жители планеты Земля”, “Первые шаги по тропинке открытий”.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты: Развитие любознательности и интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей, ответственного отношения к природе.
Метапредметные результаты: Овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, освоение элементарных приемов исследовательской деятельности.
5. Поурочное планирование
Занятие 1: Знакомство с понятиями “элемент”, “система”.
Занятие 2: Когда целое больше суммы частей.
Занятие 3: “От кочки до оболочки”: разнообразие экосистем.
Занятие 4: Самая распространенная наземная экосистема – лес.
Занятие 5: Разнообразие водных экосистем.
Занятие 6: Моделирование водной экосистемы.
Занятие 7: Человек и природа.
Занятие 8: О нитях, сплетающихся в сети.
Занятие 9: Кто кого ест? Травоядные, хищники, всеядные животные.
Занятие 10: Вместе – безопаснее. Временные и постоянные группы животных.
6. Заключение
Рекомендации: Программа кружка “Путешествие в мир экологии” способствует формированию у младших школьников ценностного отношения к природе, ее целостного восприятия и экологической ответственности.